Новости

Саман Пушпакумара: "Гегель об Азии: европоцентризм Гегеля и его обоснованность"

Доклады
Докладчик: Саман Пушпакумара, бакалавр (Pdn)

магистр философии (Pdn), доктор философии (Masaryk). Старший преподаватель кафедры философии Университета Перадении

Тема доклада: «Гегель об Азии: европоцентризм Гегеля и его обоснованность»

Аннотация

Георг Вильгельм Гегель писал в начале XIX века, когда европейский колониализм и эмпиризм находились на пике своего развития. Поэтому некоторые его идеи проникнуты европоцентризмом его эпохи. Гегелевские телеологические взгляды на историю располагали регионы мира от низших ступеней к высшим. Так, Африка, как страна детства, представляет собой стадию «чувственного восприятия» в развитии человеческого сознания, и у нее нет истории. Азия находится на стадии «понимания», которая вышла за пределы «африканского чувственного восприятия». На вершине развития человеческого сознания Гегель поместил свою собственную страну — Германию, которая представляет собой стадию «разума», т. е. высшую точку на лестнице сознания. Представляется, что европейская культура — вершина культурного и философского развития, и другие регионы должны рассматриваться через призму европейской культуры. Более того, идея Гегеля о «восточном деспотизме», которая еще больше олицетворяет гегелевский европоцентризм, подразумевает, что некоторые азиатские политические системы являются «авторитарными» по сравнению с более «прогрессивными» европейскими политическими структурами. Гегелевская практика ставить Европу в центр и преуменьшать или маргинализировать неевропейские страны подвергается критике со стороны некоторых ученых. Однако Гегель при этом признавал значимость азиатских культур и их вклад в развитие человеческой цивилизации. Его взгляды на Азию не являются негативными, и он понимал определенные аспекты потенциала и развития. Он признавал уникальные философские и культурные достижения Индии и Китая. Гегель высоко ценит китайскую культуру, конфуцианскую этику, стабильность китайского общества и тонкость его политического устройства. Гегель считал Индию родиной метафизических и духовных исканий. Гегель высоко ценил богатство индийских философских традиций, таких как индуизм и буддизм. Гегель написал почти 80 000 слов об Индии. Европоцентризм — это не гегелевская идеология, а общая позиция европейских мыслителей его времени. В системе Гегеля нет места статичным, неизменным категориям. Система Гегеля открывает путь к выходу за пределы европоцентристского понимания. Гегель не рассматривал будущий потенциал азиатских стран, а сосредоточился на исторической и философской роли, которую Азия играла до его времени.