Новости

Жукова Ольга: "О смысле «русской идеи»: философская самокритика и метафизика истории Николая Бердяева"

Доклады
Докладчик: Жукова Ольга Анатольевна

доктор философских наук научный руководитель философской и культурологической магистратуры НИУ ВШЭ. Россия

Тема доклада: О смысле «русской идеи»: философская самокритика и метафизика истории Николая Бердяева
<style>
    .embed-responsive {
        position: relative;
        display: block;
        overflow: hidden;
        width: 100%;
        padding: 0;
    }
    
    .embed-responsive-16by9::before {
    padding-top: 56.25%;
}
.embed-responsive::before {
    display: block;
    content: '';
    box-sizing: border-box;
}

.embed-responsive .embed-responsive-item, .embed-responsive embed, .embed-responsive iframe, .embed-responsive object, .embed-responsive video {
    position: absolute;
    top: 0;
    bottom: 0;
    left: 0;
    width: 100%;
    height: 100%;
    border: 0;
}

</style>


<div class="embed-responsive embed-responsive-16by9">
    <iframe 
        src="https://vk.com/video_ext.php?oid=-224656740&id=456239061&hd=2"
        class="embed-responsive-item">
    </iframe>
</div>

Аннотация

Доклад ставит проблему перевода религиозных идей и ценностей, значимых для философии Н. А. Бердяева, на язык современной культуры в многообразии ее социальных, интеллектуальных, духовно-художественных практик. Эпистемологическая битва модерна и постмодерна приводит к пересмотру базовых понятий, характеризующих субъектов исторического и социального действия — государство, нацию, культуру, общество, личность. Эта ситуация вновь заставляет реактуализировать бердяевский дискурс о «русской идее» — посмотреть на нее как на историософский и метафизический проект в рамках истории русской мысли, ее ключевых онто-гносеологических и этикосоциальных вопросов. Бердяев предъявляет свою философию как опыт откровения — прозрения в реальность духа, символизацией которой выступает исторический и культурный процесс. После «Смысла творчества» его толкование истории будет уже окончательно иметь вид эсхатологически окрашенной метафизики истории. Все остро актуальные темы, занимавшие умы русской интеллигенции и определявшие поддерживаемый ими общественно-политический и интеллектуальный дискурс — народ, власть, революция, политическая и культурная нация, государство, общество, специфика национальной культуры, религиозное сознание — Бердяевым истолкованы и переосмыслены в метафизической, эсхатологической перспективе, о чем свидетельствует его ключевой историософский труд «Смысл истории». Осуществив национальноисторическую самокритику революционной интеллигенции в статьях веховского цикла, в эмигрантский период Бердяев вместе с другими бывшими русскими марксистами продолжит трудную работу национального самопознания, вмененную себе как философская задача и моральный долг. Бердяевская вера в замысел Творца о России является эсхатологическим преодолением диагностированной и критически осмысленной им моральной болезни русского народа и интеллектуалов, ответственных за выражение «русской идеи»