Новости

Субрата Митра: "Мост между собой и другим: призыв к соединению культур и рациональности для устранения разрывов глобализации"

Доклады
Докладчик: Субрата Митра

почетный профессор кафедры политологии Института Южной Азии Гейдельбергского университета, Германия

Тема доклада: «Мост между собой и другим: призыв к соединению культур и рациональности для устранения разрывов глобализации

Аннотация

Разрыв диалога между глобальным Севером и глобальным Югом — одна из главных причин столкновения культур и углубления конфликтов в нашем быстро разламывающемся мире. Это чревато огромными потерями жизней и жизненного пространства, а также утратой достижений в области науки и искусства, накопленных человечеством за многие века. В этой статье я задаюсь вопросом: как мы можем достичь значимого диалога между Я и Другим, когда нас разделяет концептуальная пустота и асимметрия силы? Исключительная опора на исконные категории (Mitra, in Voskressenski: Is Non-Western Democracy Possible? A Russian Perspective; 2017) может привести к хаотическому Вавилону, порождая «зал зеркал» с бесконечным регрессом «я-думаю-ты-думаешь-я-думаю» … С другой стороны, некритическое принятие категорий доминирующего другого во имя «модернизации» может подавить все разнообразие, привести к асимметричным отношениям силы, «империализму категорий» (Susanne Rudolph: 2009) и возникновению гегемонистской сверхдержавы. Признание разных культур — глубоко укоренившихся ценностей коренных народов, коллективных идентичностей и систем верований — и рациональности, основанной на взаимозаменяемости интересов и согласованных сделках между партнерами — может помочь преодолеть пропасть, разделяющую конфликтующие стороны, и стать концептуальным мостом между конфликтующими сторонами. Мы можем проиллюстрировать эту догадку на трёх примерах, относящихся к глобальному Югу (Subrata Mitra and Michael Liebig Kautilya’s Arthashastra: An Intellectual Portrait — the Classical Roots of Modern Politics in India; 2017); глобальному Северу (Robert Axelrod’s Evolution of Cooperation, 1984), а также на примере исследования как глобального Юга, так и глобального Севера (Mitra and Carciumaru: sdf «A tale of four cities» (2018). Реализм Чанакьи строится на смешении трансцендентной Дхармы и трансакционной Мандалы. В классической политической теории Индии дуополия короля и брамина позволяет достичь стабильного, легитимного государства и динамического равновесия в мировом порядке. Аксельрод достигает аналогичного результата на основе четырех переменных: близости, знания, рекурсивности и взаимности. Основываясь на «философском реализме» (Joseph Maxwell and Kavita Mittapalli, «Realism as a Stance for Mixed Methods Research»: 2010), онтологический реализм и эпистемологический конструктивизм могут быть эффективно объединены для того, чтобы свести воедино культуру коренных народов и рациональность. В заключение статьи приводится аргумент в пользу того, что смешение культуры и рациональности является необходимым условием для содержательного диалога между противниками.