Новости

Духан Игорь: "Пролог современности: Лейбниц и проект мирового культурного многообразия"

Доклады
Докладчик: Духан Игорь Николаевич

доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой искусств и средового дизайна Белорусского государственного университета. Минск. Беларусь

Тема доклада: Пролог современности: Лейбниц и проект мирового культурного многообразия

Аннотация

Ценность проекта культурно-исторического синтеза Готфрида Вильгельма Лейбница для нашей современности — в просвещенческой тенденции, противоположной формирующейся в XVII — XIX вв. дискурсивной политике «европоцентризма». Исключительный и многообразный интерес Лейбница к Китаю, иероглифике и конфуцианству совпал с периодом правления в Китае императора Канси (1662−1722), наиболее открытого Европе правителя цинской династии, потрет которого Лейбниц разместил на фронтисписе Novissima Sinica. Переписка Лейбница отражает интерес мыслителя к различным системам сжатия и кодирования информации о мире, представленной в китайской культуре гексаграммами и иероглификой. Иной характер имел живой продолжительный интерес Лейбница к России. Неведомая Россия составляла одну из значимых частей конструируемого Лейбницем мирового взаимодействия, и он всеми силами стремился понять ее физиогномику в многообразии региональных культурных и лингвистических установлений, о чем свидетельствует уже его записка Лефорту 1697 г. Лейбниц конструирует образ мира подобно тому, как художник барокко конструирует свое творение — творение-свод, творениеэнциклопедию (в терминологии А.В.Михайлова), компендиум, стремящийся включить разнообразие исторически-региональных форм. В этом плане образ мира «предустановленной гармонии» формируется именно как барочное произведение — свод, в котором автохтонные части имеют равное значение в системе целого. Культурно-исторический синтез многообразного Лейбница коррелирует его философской монадологии с ее равной ценностью индивидуальных монад, взаимодействие которых формирует непрерывность универсума. Зарождающийся у Лейбница «язык культуры», в основании которого — «вчувствование» в миры «иных культур», внимание к местному и локальному, был у истоков европейского дискурса культурного многообразия, сущностно отличного от практик доминирования европоцентристской модели.