Новости

Маслин Михаил: "Евразийское многообразие русской философии"

2024-02-23 11:21 Доклады
Докладчик: Маслин Михаил Александрович

МГУ имени М.В. Ломоносова, Россия

Доктор философских наук, заведующий кафедрой истории русской философии Философского факультета МГУ

Тема доклада: Евразийское многообразие русской философии

Аннотация

Русско-евразийский мировоззренческий канон как органическое соединение философских идей и#nbsp;смыслов, составляющих динамическую совокупность ценностей образов и#nbsp;концептов, характерных для России как страны-цивилизации. Открытость канона для иных культур и#nbsp;обращенность к#nbsp;решению всеобщих философских проблем, незамкнутость лишь на#nbsp;собственные этнокультурные особенности. Русское мировоззрение открыто к#nbsp;выработке своих собственных и#nbsp;наследованию мировых философских традиций. Русская философия в#nbsp;ее#nbsp;истории является историко-философским отечествоведением, она отражает и#nbsp;прочитывает российскую реальность и#nbsp;находится по#nbsp;отношению к#nbsp;ней в#nbsp;состоянии социокультурной обусловленности. В#nbsp;этом заключается неповторимость русского мировоззренческого канона, его отличие от#nbsp;германо-романских философских традиций. Речь, разумеется, идет не#nbsp;о#nbsp;статическом понимании его содержания, которое предполагало#nbsp;бы существование некой равной самой себе философской модели, воспроизводимой в#nbsp;разные философские эпохи с#nbsp;неименным постоянством. Интегральная версия русского мировозренческого канона представляет его в#nbsp;виде целостной картины, отражающей все главнейшие этапы и#nbsp;все оттенки русской мысли. Важно подчеркнуть, что такое истолкование русского мировоззрения предполагает также его понимание не#nbsp;как прошедшего, а#nbsp;как продолжающегося феномена философской культуры, доведенного до#nbsp;наших дней. Развитие русского мировоззренческого канона в#nbsp;его истории характеризовалось прерывами постепенности и#nbsp;попытками восстановить утраченное, о#nbsp;чем В.#nbsp;В.#nbsp;Зеньковский писал, что «в#nbsp;истории, как и#nbsp;в#nbsp;природе, если и#nbsp;бывают „скачки“, и#nbsp;перерывы, то#nbsp;они не#nbsp;отменяют прошлого,#nbsp;— и#nbsp;чем резче и#nbsp;сильнее эти скачки, тем яснее вырисовывается позже возврат к#nbsp;прошлому, восстановление целостного исторического потока».