Новости

Саман Пушпакумара: "Гегель об Азии: европоцентризм Гегеля и его обоснованность"

2024-02-16 22:10 Доклады
Докладчик: Саман Пушпакумара, бакалавр (Pdn)

магистр философии (Pdn), доктор философии (Masaryk). Старший преподаватель кафедры философии Университета Перадении

Тема доклада: «Гегель об Азии: европоцентризм Гегеля и его обоснованность»

Аннотация

Георг Вильгельм Гегель писал в#nbsp;начале XIX века, когда европейский колониализм и#nbsp;эмпиризм находились на#nbsp;пике своего развития. Поэтому некоторые его идеи проникнуты европоцентризмом его эпохи. Гегелевские телеологические взгляды на#nbsp;историю располагали регионы мира от#nbsp;низших ступеней к#nbsp;высшим. Так, Африка, как страна детства, представляет собой стадию «чувственного восприятия» в#nbsp;развитии человеческого сознания, и#nbsp;у#nbsp;нее нет истории. Азия находится на#nbsp;стадии «понимания», которая вышла за#nbsp;пределы «африканского чувственного восприятия». На#nbsp;вершине развития человеческого сознания Гегель поместил свою собственную страну#nbsp;— Германию, которая представляет собой стадию «разума», т.#nbsp;е. высшую точку на#nbsp;лестнице сознания. Представляется, что европейская культура#nbsp;— вершина культурного и#nbsp;философского развития, и#nbsp;другие регионы должны рассматриваться через призму европейской культуры. Более того, идея Гегеля о#nbsp;«восточном деспотизме», которая еще больше олицетворяет гегелевский европоцентризм, подразумевает, что некоторые азиатские политические системы являются «авторитарными» по#nbsp;сравнению с#nbsp;более «прогрессивными» европейскими политическими структурами. Гегелевская практика ставить Европу в#nbsp;центр и#nbsp;преуменьшать или маргинализировать неевропейские страны подвергается критике со#nbsp;стороны некоторых ученых. Однако Гегель при этом признавал значимость азиатских культур и#nbsp;их#nbsp;вклад в#nbsp;развитие человеческой цивилизации. Его взгляды на#nbsp;Азию не#nbsp;являются негативными, и#nbsp;он#nbsp;понимал определенные аспекты потенциала и#nbsp;развития. Он#nbsp;признавал уникальные философские и#nbsp;культурные достижения Индии и#nbsp;Китая. Гегель высоко ценит китайскую культуру, конфуцианскую этику, стабильность китайского общества и#nbsp;тонкость его политического устройства. Гегель считал Индию родиной метафизических и#nbsp;духовных исканий. Гегель высоко ценил богатство индийских философских традиций, таких как индуизм и#nbsp;буддизм. Гегель написал почти 80 000 слов об#nbsp;Индии. Европоцентризм#nbsp;— это не#nbsp;гегелевская идеология, а#nbsp;общая позиция европейских мыслителей его времени. В#nbsp;системе Гегеля нет места статичным, неизменным категориям. Система Гегеля открывает путь к#nbsp;выходу за#nbsp;пределы европоцентристского понимания. Гегель не#nbsp;рассматривал будущий потенциал азиатских стран, а#nbsp;сосредоточился на#nbsp;исторической и#nbsp;философской роли, которую Азия играла до#nbsp;его времени.