Новости

Секацкий Александр: "Комплекс вины как экзистенциальная проблема современного Запада"

2024-02-25 01:00 Доклады
Докладчик: Секацкий Александр Куприянович

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия

Кандидат философских наук, доцент кафедры социальной философии и философии истории Института философии университета

Тема доклада: Комплекс вины как экзистенциальная проблема современного Запада

Аннотация

Презумпция безоговорочной правоты Другого как неизбежный итог кризиса фаустовской цивилизации. Рессентимент Ницше включал четыре важнейшие линии спектра: вину, зависть, ревность и#nbsp;обиду. Усилиями социальной инженерии подвалы коллективного и#nbsp;персонального бессознательного были основательно зачищены, можно сказать, что упрощенная сборка субъекта была поставлена на#nbsp;коныейер. Единственное, что было резко усилено#nbsp;— это презумпция виновности. Теперь формула гражданской инициации звучит так: ты#nbsp;виновен в#nbsp;том, что ты#nbsp;здоров, образован, что детство твое прошло не#nbsp;в#nbsp;трущобах. А#nbsp;если ты#nbsp;при этом еще гетеросексуал и#nbsp;белый#nbsp;— ты#nbsp;виновен вдвойне.

2. Комплекс вины подрывает право на#nbsp;бытие от#nbsp;первого лица. На#nbsp;экзистенциальном уровне это означает невостребованность важнейшего экзистенциального измерения человека, а#nbsp;на#nbsp;уровне социально-психологическом устанавливается удивительная атмосфера коллективного мазохизма, глубоко враждебная для производства человеческого в#nbsp;человеке.

3. Сегодня мы#nbsp;свидетели не#nbsp;просто торжества меньшинств, мы#nbsp;наблюдаем настоящий триумф всех нереализованных, несостоявшихся и#nbsp;решительное перечеркивание тех, кто претендовал на#nbsp;победу#nbsp;— и#nbsp;уж#nbsp;тем более тех, кто ее#nbsp;удостоился. Это касается и#nbsp;репрессий против мертвых, против тех, кому поставлены памятники, кто писал книги в#nbsp;состоянии внутренней свободы, не#nbsp;опасаясь задеть кого-нибудь ненароком. Сегодня настало время посмертной цензуры.

4. Сформировавшийся коллективный комплекс вины ищет и#nbsp;«истинного виновника»#nbsp;— любого, дерзнувшего на#nbsp;историческое деяние, того, кто не#nbsp;собирается оправдываться и#nbsp;раскаиваться, еще даже не#nbsp;преступив к#nbsp;делу. И#nbsp;здесь возможность манипуляции общественным мнением достигла беспрецедентного уровня.

5. Как никогда актуальным является сегодня тезис Ницше: «Следует предпочесть состраданию#nbsp;— созидание!». И#nbsp;это созидание должно учитывать всю полноту человеческих измерений, включая и#nbsp;собственную этнограмму, и#nbsp;историю и#nbsp;волю к#nbsp;обновлению мира.