Новости

Субрата Митра: "Мост между собой и другим: призыв к соединению культур и рациональности для устранения разрывов глобализации"

2024-02-19 22:45 Доклады
Докладчик: Субрата Митра

почетный профессор кафедры политологии Института Южной Азии Гейдельбергского университета, Германия

Тема доклада: «Мост между собой и другим: призыв к соединению культур и рациональности для устранения разрывов глобализации

Аннотация

Разрыв диалога между глобальным Севером и#nbsp;глобальным Югом#nbsp;— одна из#nbsp;главных причин столкновения культур и#nbsp;углубления конфликтов в#nbsp;нашем быстро разламывающемся мире. Это чревато огромными потерями жизней и#nbsp;жизненного пространства, а#nbsp;также утратой достижений в#nbsp;области науки и#nbsp;искусства, накопленных человечеством за#nbsp;многие века. В#nbsp;этой статье я#nbsp;задаюсь вопросом: как мы#nbsp;можем достичь значимого диалога между Я#nbsp;и#nbsp;Другим, когда нас разделяет концептуальная пустота и#nbsp;асимметрия силы? Исключительная опора на#nbsp;исконные категории (Mitra, in#nbsp;Voskressenski: Is#nbsp;Non-Western Democracy Possible? A#nbsp;Russian Perspective; 2017) может привести к#nbsp;хаотическому Вавилону, порождая «зал зеркал» с#nbsp;бесконечным регрессом «я-думаю-ты-думаешь-я-думаю» … С#nbsp;другой стороны, некритическое принятие категорий доминирующего другого во#nbsp;имя «модернизации» может подавить все разнообразие, привести к#nbsp;асимметричным отношениям силы, «империализму категорий» (Susanne Rudolph: 2009) и#nbsp;возникновению гегемонистской сверхдержавы. Признание разных культур#nbsp;— глубоко укоренившихся ценностей коренных народов, коллективных идентичностей и#nbsp;систем верований#nbsp;— и#nbsp;рациональности, основанной на#nbsp;взаимозаменяемости интересов и#nbsp;согласованных сделках между партнерами#nbsp;— может помочь преодолеть пропасть, разделяющую конфликтующие стороны, и#nbsp;стать концептуальным мостом между конфликтующими сторонами. Мы#nbsp;можем проиллюстрировать эту догадку на#nbsp;трёх примерах, относящихся к#nbsp;глобальному Югу (Subrata Mitra and Michael Liebig Kautilya’s Arthashastra: An#nbsp;Intellectual Portrait#nbsp;— the Classical Roots of#nbsp;Modern Politics in#nbsp;India; 2017); глобальному Северу (Robert Axelrod’s Evolution of#nbsp;Cooperation, 1984), а#nbsp;также на#nbsp;примере исследования как глобального Юга, так и#nbsp;глобального Севера (Mitra and Carciumaru: sdf «A#nbsp;tale of#nbsp;four cities» (2018). Реализм Чанакьи строится на#nbsp;смешении трансцендентной Дхармы и#nbsp;трансакционной Мандалы. В#nbsp;классической политической теории Индии дуополия короля и#nbsp;брамина позволяет достичь стабильного, легитимного государства и#nbsp;динамического равновесия в#nbsp;мировом порядке. Аксельрод достигает аналогичного результата на#nbsp;основе четырех переменных: близости, знания, рекурсивности и#nbsp;взаимности. Основываясь на#nbsp;«философском реализме» (Joseph Maxwell and Kavita Mittapalli, «Realism as#nbsp;a#nbsp;Stance for Mixed Methods Research»: 2010), онтологический реализм и#nbsp;эпистемологический конструктивизм могут быть эффективно объединены для того, чтобы свести воедино культуру коренных народов и#nbsp;рациональность. В#nbsp;заключение статьи приводится аргумент в#nbsp;пользу того, что смешение культуры и#nbsp;рациональности является необходимым условием для содержательного диалога между противниками.