Новости

Львов Александр: "Пушкин как философ, или Открытый проект русской идеи"

2024-02-17 17:52 Доклады
Докладчик: Львов Александр Александрович

кандидат философских наук, доцент, и.о. заведующего Кафедрой истории философии Института философии Санкт-Петербургский государственного университета. Россия

Тема доклада: Пушкин как философ, или Открытый проект русской идеи

Аннотация

Проекты русской идеи мы#nbsp;можем найти в#nbsp;значительном количестве работах классических (К.Н. Леонтьев, Ф.#nbsp;М.#nbsp;Достоевский, Н.#nbsp;А.#nbsp;Бердяев и#nbsp;др.) и#nbsp;современных (А.А. Зиновьев, А.#nbsp;И.#nbsp;Солженицын и#nbsp;др.) авторов. Однако при анализизе тех принципов, на#nbsp;которых развивается русская идея, всякому исследователю становится очевидна незаконченность любого разговора о#nbsp;ней. Можно#nbsp;ли на#nbsp;из этого сделать заключение о#nbsp;том, что задача по#nbsp;формулированию национальной идеи невыполнима? Следует#nbsp;ли критически переосмыслить самые принципы выполнения такой задачи? Я#nbsp;полагаю, что незавершенность русской идеи должно рассматривать не#nbsp;столько как недостаток или логическую порочность предмета исследования, сколько как характерную особенность русского менталитета. В#nbsp;связи с#nbsp;этим я#nbsp;предлагаю обратиться к#nbsp;феномену А.#nbsp;С.#nbsp;Пушкина как национального поэта, аккумулировавшему материю языка, с#nbsp;помощью которой только и#nbsp;может быть продумана и#nbsp;выражена идея русского универсума. Тема «Пушкин как философ» —не попытка заявить об#nbsp;еще одной цеховой принадлежности поэта; в#nbsp;данном случае, я#nbsp;имею в#nbsp;виду его творчество, в#nbsp;стихии которого человек русской культуры обретает свою культурную, нравственную и#nbsp;ценностную определенность. Пушкин, по#nbsp;слову Гоголя, как «русский человек в#nbsp;его развитии» указывает на#nbsp;энтелехийный характер русской идеи, а#nbsp;как «чрезвычайное явление русского духа»#nbsp;— на#nbsp;ее#nbsp;феноменологический аспект. При этом признанная всемирная отзывчивость Пушкина отражает пристальное внимание русского универсума к#nbsp;иным культурам и#nbsp;стремление к#nbsp;претворению в#nbsp;жизнь больших проектов и#nbsp;артикуляции предельных смыслов. Таким образом, русская идея принимает образ не#nbsp;столько идеологический, сколько аксиологический: всемирный характер творчества русского поэта позволяет говорить о#nbsp;религиозном смысле его, а#nbsp;о#nbsp;русской идее#nbsp;— как об#nbsp;открытом проекте.