Новости

Львов Александр: "Пушкин как философ, или Открытый проект русской идеи"

Доклады
Докладчик: Львов Александр Александрович

кандидат философских наук, доцент, и.о. заведующего Кафедрой истории философии Института философии Санкт-Петербургский государственного университета. Россия

Тема доклада: Пушкин как философ, или Открытый проект русской идеи

Аннотация

Проекты русской идеи мы можем найти в значительном количестве работах классических (К.Н. Леонтьев, Ф. М. Достоевский, Н. А. Бердяев и др.) и современных (А.А. Зиновьев, А. И. Солженицын и др.) авторов. Однако при анализизе тех принципов, на которых развивается русская идея, всякому исследователю становится очевидна незаконченность любого разговора о ней. Можно ли на из этого сделать заключение о том, что задача по формулированию национальной идеи невыполнима? Следует ли критически переосмыслить самые принципы выполнения такой задачи? Я полагаю, что незавершенность русской идеи должно рассматривать не столько как недостаток или логическую порочность предмета исследования, сколько как характерную особенность русского менталитета. В связи с этим я предлагаю обратиться к феномену А. С. Пушкина как национального поэта, аккумулировавшему материю языка, с помощью которой только и может быть продумана и выражена идея русского универсума. Тема «Пушкин как философ» —не попытка заявить об еще одной цеховой принадлежности поэта; в данном случае, я имею в виду его творчество, в стихии которого человек русской культуры обретает свою культурную, нравственную и ценностную определенность. Пушкин, по слову Гоголя, как «русский человек в его развитии» указывает на энтелехийный характер русской идеи, а как «чрезвычайное явление русского духа» — на ее феноменологический аспект. При этом признанная всемирная отзывчивость Пушкина отражает пристальное внимание русского универсума к иным культурам и стремление к претворению в жизнь больших проектов и артикуляции предельных смыслов. Таким образом, русская идея принимает образ не столько идеологический, сколько аксиологический: всемирный характер творчества русского поэта позволяет говорить о религиозном смысле его, а о русской идее — как об открытом проекте.