Новости

Духан Игорь: "Пролог современности: Лейбниц и проект мирового культурного многообразия"

2024-02-19 22:28 Доклады
Докладчик: Духан Игорь Николаевич

доктор философских наук, профессор и заведующий кафедрой искусств и средового дизайна Белорусского государственного университета. Минск. Беларусь

Тема доклада: Пролог современности: Лейбниц и проект мирового культурного многообразия

Аннотация

Ценность проекта культурно-исторического синтеза Готфрида Вильгельма Лейбница для нашей современности#nbsp;— в#nbsp;просвещенческой тенденции, противоположной формирующейся в#nbsp;XVII#nbsp;— XIX вв. дискурсивной политике «европоцентризма». Исключительный и#nbsp;многообразный интерес Лейбница к#nbsp;Китаю, иероглифике и#nbsp;конфуцианству совпал с#nbsp;периодом правления в#nbsp;Китае императора Канси (1662−1722), наиболее открытого Европе правителя цинской династии, потрет которого Лейбниц разместил на#nbsp;фронтисписе Novissima Sinica. Переписка Лейбница отражает интерес мыслителя к#nbsp;различным системам сжатия и#nbsp;кодирования информации о#nbsp;мире, представленной в#nbsp;китайской культуре гексаграммами и#nbsp;иероглификой. Иной характер имел живой продолжительный интерес Лейбница к#nbsp;России. Неведомая Россия составляла одну из#nbsp;значимых частей конструируемого Лейбницем мирового взаимодействия, и#nbsp;он#nbsp;всеми силами стремился понять ее#nbsp;физиогномику в#nbsp;многообразии региональных культурных и#nbsp;лингвистических установлений, о#nbsp;чем свидетельствует уже его записка Лефорту 1697#nbsp;г.#nbsp;Лейбниц конструирует образ мира подобно тому, как художник барокко конструирует свое творение#nbsp;— творение-свод, творениеэнциклопедию (в#nbsp;терминологии А.В.Михайлова), компендиум, стремящийся включить разнообразие исторически-региональных форм. В#nbsp;этом плане образ мира «предустановленной гармонии» формируется именно как барочное произведение#nbsp;— свод, в#nbsp;котором автохтонные части имеют равное значение в#nbsp;системе целого. Культурно-исторический синтез многообразного Лейбница коррелирует его философской монадологии с#nbsp;ее#nbsp;равной ценностью индивидуальных монад, взаимодействие которых формирует непрерывность универсума. Зарождающийся у#nbsp;Лейбница «язык культуры», в#nbsp;основании которого#nbsp;— «вчувствование» в#nbsp;миры «иных культур», внимание к#nbsp;местному и#nbsp;локальному, был у#nbsp;истоков европейского дискурса культурного многообразия, сущностно отличного от#nbsp;практик доминирования европоцентристской модели.