Новости

Псху Рузана: "Различие функциональных стилей в философских традициях Индии и Европы"

2024-02-25 03:00 Доклады
Докладчик: Псху Рузана Владимировна

доктор философских наук, профессор кафедры истории философии Факультета гуманитарных и социальных наук Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы.

Тема доклада: «Различие функциональных стилей в философских традициях Индии и Европы»

Аннотация

Фундаментальные различия типов рациональности иногда самым неожиданным образом «просвечиваются» в#nbsp;культурных реалиях, к#nbsp;примеру, в#nbsp;кастовой системе Индии. Период становления индийской философии, называемый шраманским, характеризуется, как известно, противостоянием брахманизма и#nbsp;направлений мысли, составивших костяк антибрахманских систем, прежде всего, буддизма, джайнизма и#nbsp;адживикизма. Если в#nbsp;период зачина глобального философского противостояния, в#nbsp;котором условно я#nbsp;бы#nbsp;выделила две стороны (брахманизм и#nbsp;в#nbsp;целом антибрахманизм), предметами дебатов были вопросы кармы, природы или вопросы существования атмана и#nbsp;пр., то#nbsp;в#nbsp;развитый период развития индийской философии (VII в.) одним из#nbsp;наиболее интересных вопросов, маркирующим границу брахманской мысли (наиболее выразительно проявившейся в#nbsp;мимансе) и#nbsp;ее#nbsp;наиболее принципиальном противнике#nbsp;— буддизме, стал вопрос существования универсалий. Несмотря на#nbsp;то, что на#nbsp;первый взгляд этот спор кажется чисто философским и#nbsp;потому сопоставимым с#nbsp;аналогичным явлением в#nbsp;западноевропейской философии, тем не#nbsp;менее, в#nbsp;истории индийской философии проблема универсалий возникает в#nbsp;определенном контексте, объясняющий их#nbsp;появление как «ситуативный», а#nbsp;не#nbsp;«планомерно» возникший феномен. На#nbsp;примере узуса существительного «корова» в#nbsp;полемике определяются две стороны, обсуждающие правомерность применения слова «корова» ко#nbsp;всем коровам в#nbsp;любой момент времени. В#nbsp;прошлом, в#nbsp;настоящем и#nbsp;в#nbsp;будущем корова не#nbsp;одна и#nbsp;та#nbsp;же, но#nbsp;при этом нами используется одно и#nbsp;то#nbsp;же слово. Это возможно потому, что сами объекты, т.#nbsp;е. коровы в#nbsp;прошлом, настоящем и#nbsp;будущем обладают неким общим свойством#nbsp;— коровством (санкр. gotva)#nbsp;— некоей универсалией, которая сама по#nbsp;себе отлична от#nbsp;каждой индивидуальной коровы, но#nbsp;которая объединяет их#nbsp;все в#nbsp;один в#nbsp;класс коров? Две полярные позиции представлены соответственно брахманизмом (ответ положительный#nbsp;— да, именно поэтому) и#nbsp;буддизмом (ответ отрицательный#nbsp;— нет, не#nbsp;поэтому). В#nbsp;VII веке мимансак Кумарила Бхатта в#nbsp;споре с#nbsp;буддистом Дхармакирти прибегает к#nbsp;универсалиям при обосновании правомерности варновой системы: все брахманы объединяются одним общим свойством или универсалией#nbsp;— брахманством, благодаря чему брахманы отличаются от#nbsp;всех остальных людей (как коровы отличаются от#nbsp;лошадей и#nbsp;пр.). Если вспомнить слова выдающегося отечественного индолога С.#nbsp;Ф.#nbsp;Ольденбурга (1863−1934) о#nbsp;том, что именно брахманы изобрели, казалось#nbsp;бы, «разлагающий принцип касты», но#nbsp;который, тем не#nbsp;менее, «спаял Индию в#nbsp;страну одной культуры», то#nbsp;можно говорить о#nbsp;существовании определенной парадигмы (в#nbsp;первом значении древнегреческого слова παράδειγμα как пример, модель или образчик) в#nbsp;брахманской культуре, которой и#nbsp;объясняется и#nbsp;социальное устройство древнеиндийского общества, и#nbsp;утверждение всеми философскими системами классической индийской философии, объединяемыми названием āstika (признающие Веды), и#nbsp;грамматическое устроение санскрита в#nbsp;труде Панини, и#nbsp;многие другие реалии брахманской культуры. В#nbsp;докладе на#nbsp;сопоставлении индийской модели общественного устройства с#nbsp;мусульманской моделью реконструкции, предложенной Мухаммадом Икбалом, демонстрируется тот факт, спор о#nbsp;существовании философских универсалий в#nbsp;Индии коррелирует с#nbsp;основами ее#nbsp;общественного устройства, и#nbsp;оба фундированы в#nbsp;парадигмальности брахманского образа мысли, внедряющего в#nbsp;культуру Индии специфичный моделеобразующий принцип т.н. изначальности [образца] (санскр. ādi).